24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Физкультура для детей с пороком сердца

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Физические упражнения при пороке сердца для детей старшего дошкольного возраста

Дети, страдающие врожденными пороками сердца, как правило, отстают в физическом развитии. Их физиологический возраст не соответствует паспортному. Такие дети обычно худенькие, маленького роста, бледные. Иногда пальцы рук и ног у них имеют лилово-красный цвет (синюшные). Во время игр больной ребенок устает быстрее своих сверстников. Он жалуется на одышку, боли в области сердца, головную боль. Плохое самочувствие связано с недостаточным притоком крови к тканям, нарушением кровообращения и как следствие этого — кислородным голоданием.

Некоторые родители, дети которых имеют врожденный порок сердца, стараются оберегать их от всякой физической нагрузки, в особенности от физических упражнений. Правильно ли это? Конечно, нет! Полный «покой» очень неблагоприятно сказывается на состоянии таких детей. Они нуждаются в специальных упражнениях в виде лечебной гимнастики дома и в кабинетах лечебной физкультуры поликлиник, а также в физических упражнениях в так называемой специальной группе по физкультуре в школе, но только при обязательном разрешении врача. Осторожная, разумная тренировка с очень небольшой степенью нагрузки будет способствовать приспособлению сердечно-сосудистой системы, работающей в неблагоприятных условиях, к окружающей обстановке.

Сейчас в медицине открыта новая страница — хирургия сердца. Благодаря тонким и сложным операциям, устраняющим врожденный дефект, удается спасти жизнь и здоровье многим детям. Однако удачная операция — это еще не все. Необходимо помочь ребенку справиться с послеоперационным периодом. Исключительно полезны в это время систематически проводимые правильно дозированные физические упражнения.

Большая группа пороков сердца относится к приобретенным порокам, являющимся следствием перенесенного ревматизма. Это один из первых врагов сердца ребенка. Многие называют его «бичом» юности. Ведь в детском возрасте сердечная мышца отличается наиболее нежным строением, в связи с чем ревматизм поражает чаще именно детей.

В настоящее время известно, что причиной ревматизма служит инфекция, но он может явиться и результатом простуды, переохлаждения. Развитию болезни способствуют неправильный режим, переутомление, отсутствие занятий физическими упражнениями. Обычно острый период ревматизма длится около 1,5—2 месяцев. Когда приступ затихает, наступает второй, подострый, период, который может продолжаться 3—4 месяца. Именно в это время и развиваются различные изменения в виде пороков сердца. Каждый приступ ревматизма оставляет след в сердце. Это заболевание может вызвать изменения и со стороны других органов и систем. Помните, что от умелого ухода за ребенком, организации правильного двигательного режима, нужного подбора физических упражнений зависит дальнейшее его здоровье. Все это должно сочетаться с полноценным питанием, пребыванием на свежем воздухе и разумным закаливанием. Если ребенок находится в больнице, лечебной гимнастикой с ним занимаются методисты лечебной физкультуры. Но после выписки из стационара это выполняют родители (или другие взрослые члены семьи). Кроме острого и подострого периодов при ревматических пороках сердца бывает еще и межприступный, в который дети находятся обычно в домашних условиях. Наши практические рекомендации относятся именно к этому периоду болезни. Ниже мы приводим наиболее эффективные упражнения для детей, страдающих ревматическими пороками сердца. Эти упражнения полезны и детям с врожденными пороками сердца (например, при открытых артериальных протоках, дефектах межжелудочковой и межпредсердной перегородок и др.) как до операции, так и находящимся в удовлетворительном состоянии в течение первых 4—6 месяцев после операции.

Прежде чем познакомить вас с упражнениями, хотим дать несколько методических советов: комплекс упражнений обычно включает 8—11 движений: 3—4 для рук, 3—4 для ног и 2—3 для туловища. После наиболее трудных упражнений обязателен отдых по 30—40 секунд (лучше в положении сидя на стуле). Можно давать упражнения с гимнастической палкой, обручем, мячом и пр. Необходимо соблюдать принцип «рассеивания» нагрузки, т. е. чередование движений рук, ног и туловища. Темп выполнения — медленный и средний; число повторений — от 4—6 до 8—10. Занятия лучше всего проводить утром до завтрака или не ранее чем через час после него. Во время упражнений надо следить за дыханием (не задерживать его!); ни в коем случае нельзя допускать напряжения и натуживания. В случае появления у ребенка небольшой одышки, синюшности губ, а также жалоб на утомляемость и головокружение следует прекратить занятия, В этом случае надо обязательно показать ребенка врачу. Только с его разрешения можно продолжать занятия, согласовав с ним степень нагрузки. Увеличивать в дальнейшем нагрузку можно лишь с разрешения врача.

Предлагаем три ориентировочных комплекса упражнений (с возрастающей сложностью), которые применяются при сердечной форме ревматизма и врожденных пороках сердца.

№ 1 (исходное положение — сидя)

1. Приподнимание ног, не отрывая пальцев от пола. Опираясь о спинку стула и держась за его сиденье, приподнять ноги повыше, не отрывая пальцев от пола (рис. 1). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 10—12 раз.

2. Хлопки над головой. Опираясь оспинку стула, поднять руки в стороны — вверх и сделать хлопок ладонями над головой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6—8 раз.

3. Повороты туловища. Поворачиваясь налево и направо, делать хлопки ладонями сбоку туловища. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Подбрасывание мяча. Подбрасывать и ловить маленький мяч перед собой то правой, то левой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 7—10 раз каждой рукой.

5. Удары мяча о пол. Ударять маленький мяч о пол перед собой и ловить его то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз каждой рукой.

6. Потягивание. Взяв в руки обруч, поднимать его прямыми руками вверх над головой, энергично потягиваясь и делая вдох. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

7. Выравнивание спины. Держа обруч вертикально над головой, опускать его за спину, сводя лопатки и слегка прогибая спину. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

8. Сдувание бумажки. Положив на ладонь согнутой руки кусочек бумажки, энергичным выдохом через почти сомкнутые губы стараться сдуть ее с руки. Повторить 5—8 раз.

№ 2 (исходное положение — сидя)

1. Переступание. Опираясь руками на сиденье стула, переступать ногами по полу в течение 20—30 секунд. Дыхание произвольное. Темп средний.

2. Отведение рук в стороны. Опираясь на спинку стула, медленно, с глубоким вдохом отводить прямые руки в стороны ладонями вверх, сводя лопатки. Повторить 4—6 раз.

3. «Насос». Наклонять туловище вправо и влево, скользя ладонями вдоль туловища. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

4. Поочередное разгибание ног. Опираясь на спинку стула, разгибать вперед то правую, то левую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 3—5 раз каждой ногой.

5. Растягивание «пружины». Опираясь на спинку стула, согнуть руки перед грудью, сжав пальцы в кулак. Отводить согнутые руки назад, как бы растягивая перед собой пружину. Дыхание произвольное, без задержки. Темп средний. Повторить 6—8 раз.

6. Поднимание палки вверх. Взяв палку руками на ширине плеч, поднимать ее вперед-вверх, делая глубокий вдох и выпрямляя спину. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

7. Опускание палки за спину. Держа палку руками на ширине плеч, поднять ее вверх и опустить за спину к углам лопаток, выравнивая спину и делая глубокий вдох. Темп медленный. Повторить 4—6 раз.

8. Отведение рук назад. Опираясь на спинку стула, медленно прогибать спину с глубоким вдохом, отводя руки назад. Повторить 4—6 раз.

9. Переступание в стороны. Держась руками за сиденье стула, переступить ногами по полу то вправо, то влево. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

10. Поднимание мяча. Медленно поднимать прямыми руками мяч вперед-вверх, прогибая спину и делая глубокий вдох. Повторить 4—8 раз.

№ 3 (исходное положение — стоя)

1. Ходьба. Походить по комнате, высоко поднимая колени, в течение 30—40 секунд. Дыхание произвольное. Темп средний.

2. Прогибание спины. Поднимая руки вперед-вверх пошире, с глубоким вдохом прогибать спину, слегка отводя голову назад. Темп медленный. Повторить 5—8 раз.

3. «Насос». Наклоняться вправо и влево со скользящим движением рук по бокам туловища. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз в каждую сторону.

4. Бросание мяча в стену. Бросать маленький мяч в стену то правой, то левой рукой и ловить его обеими руками. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 5—10 бросков каждой рукой.

5. «Конькобежец». Поставить ноги врозь пошире и, заложив руки за спину, попеременно сгибать то левую, то правую ногу, имитируя движения конькобежца. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз в каждую сторону.

6. «Бокс». Сжав пальцы в кулаки, согнуть руки к груди и делать энергичные удары вперед то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 5—10 ударов каждой рукой.

7. Повороты с палкой. Держа палку за спиной на углах лопаток, поворачивать туловище направо и налево. Ноги не сгибать и не сдвигать с места. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

8. Бросание мяча вверх. Держа большой мяч обеими руками, подбрасывать его вверх и ловить. Дыхание произвольное. Темп средний. Сделать 7—10 бросков.

9. «Лыжник». Поставив ступни параллельно и подняв руки вперед, делать полуприседание, энергично опуская и отводя назад руки, имитируя отталкивание палками при катании на лыжах. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5—8 раз.

10. Потягивание с палкой. Взяв палку руками немного шире плеч, медленно, с глубоким вдохом поднимать ее вверх над головой, вытягивая все тело. Повторить 4—6 раз.

11. «Косарь». Взяв палку в руки, делать движения руками и туловищем, подражая работе косаря (рис. 2). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8—10 раз.

12. Отдых. Сесть, опереться на спинку стула, расслабить мышцы и спокойно отдохнуть в течение 1,5—2 минут.

Ограничения занятий физической культурой при врожденном пороке сердца

Роль физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы. Роль лечебной физкультуры при пороках сердца. Физические упражнения и ограничения в нагрузке в зависимости от формы порока сердца и состояния кровообращения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www. allbest. ru/

по предмету: Прикладная физическая культура

на тему: Ограничения занятий физической культурой при врожденном пороке сердца

1. Рекомендации врачей

2. Требование комплексного режима

3. Лечебная физкультура при пороках сердца

Список использованной литературы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об ограничении занятий физической культурой при врожденном пороке сердца.

Физкультура — это предмет хотя и обязательный для всех учащихся и студентов, но, все же, предполагающий наличие определенного рода послаблений в некоторых исключительных случаях. Не случайно существует такое понятие, как освобождение от физкультуры, и соответствующая ему медицинская справка. Медсправка в данном случае предполагает или право учащегося (либо, соответственно, студента) не посещать занятия по физкультуре, осваивая дисциплину в теоретическом контексте, или право выполнять общую программу по физкультуре с ограничениями, послаблениями и скидками при оценке достигнутых результатов.

Сердце с врожденным пороком даже в состоянии покоя испытывает увеличенную нагрузку, с которой часто не может справиться, что и приводит к развитию сердечной недостаточности. Прежде всего по этим причинам физическая активность всех детей с ВПС ограничивается.

1. Рекомендации врачей

Комплексное лечение пороков сердца включает консервативные методы лекарственной терапии (противоревматическое лечение, медикаменты, улучшающие сократительную функцию миокарда), правильный режим, лечебную физическую культуру и санаторно-курортное лечение; с каждым годом все эффективнее применяется оперативное лечение. лечебная физкультура порок сердце

Больные компенсированным пороком сердца с разрешения врача могут заниматься физической культурой и некоторыми видами спорта с ограничением общей физической нагрузки. Участие в соревнованиях, требующие большого физического напряжения (теннис, баскетбол, футбол, хоккей), полностью исключаются. Особую осторожность следует соблюдать при пороках сердца с преобладанием явлений стеноза.

Узнав, какие именно нагрузки допустимы для ребенка, нужно начинать поиски хорошего специалиста по лечебной физкультуре (ЛФК) и под его чутким руководством и присмотром начинать занятия спортом.

Главное, соблюсти меру. Не стоит чрезмерно ограничивать ребенка. Но нельзя допускать и перенапряжения. Правильно подобранная нагрузка поможет ребенку укрепить свое здоровье, иммунитет, развить волю и силу. А, главное, даст возможность понять, что порок сердца — не приговор.

2. Требование общего режима

Широкое распространение заболеваний сердечно-сосудистой системы настоятельно требует прежде всего интенсификации массовых профилактических мероприятий как в виде первичной, так и в виде вторичной профилактики.

Читать еще:  Что делать если давление нормальное а пульс высокий

Первичная профилактика подразумевает предупреждение заболеваний сердца у лиц внешне здоровых, без объективных и субъективных признаков заболевания, но имеющих те или иные факторы риска; вторичная профилактика — предупреждение прогрессировать и осложнений заболеваний сердца.

Рациональная физическая культура является непременной составной частью как первичной, так и вторичной профилактики. Известно, что под влиянием физических упражнений заметно возрастает толерантность к физической нагрузке; улучшаются функциональное состояние и сократительная функция миокарда; повышается коронарный резерв и экономичность сердечной деятельности; улучшается коллатеральное кровообращение; уменьшаются секреция катехоламинов, содержание липидов и общего холестерина в крови; улучшается периферическое кровообращение и др.

Роль физических упражнений не ограничивается профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы. Физические упражнения имеют большое значение и для лечения этих заболеваний.

Занятия лечебной физической культурой повышают интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме. Такое тонизирующее действие упражнений улучшает его жизнедеятельность и имеет особенно важное значение при ограниченной двигательной активности.

Физические упражнения улучшают трофические процессы в миокарде, увеличивают кровоток и активизируют обмен веществ. В результате сердечная мышца постепенно укрепляется, повышается ее сократительная способность. Улучшение обмена веществ в организме вследствие стимуляции окислительных процессов задерживает, а при начальных проявлениях вызывает обратное развитие атеросклероза. 5

За счет тренировки внесердечных (экстракардиальных) факторов кровообращения физические упражнения совершенствуют компенсацию. Упражнения для мелких мышечных групп вызывают расширение артериол, что снижает периферическое сопротивление артериальному кровотоку. Работа сердца облегчается также благодаря улучшению движения крови по венам при ритмичной смене сокращения и расслабления мышц (мышечный насос), при выполнении дыхательных упражнений. Действие их объясняется изменением внутригрудного давления. Во время вдоха оно понижается, усиливается присасывающая деятельность грудной клетки, повышающееся при этом брюшное давление усиливает ток крови из брюшной полости в грудную. Во время выдоха облегчается продвижение венозной крови из нижних конечностей, так как брюшное давление при этом снижается.

Нормализация функций достигается постепенной и осторожной тренировкой, с помощью которой удается восстановить нарушенную болезнью и вынужденным покоем координацию в работе сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Физические упражнения, соответствующие возможностям сердечно- сосудистой системы, способствуют восстановлению моторно-висцеральных рефлексов. Реакции ее на мышечную работу становятся адекватными.

Методика лечебной физической культуры зависит от особенностей протекания заболевания и степени недостаточности общего и венечного кровообращения.

При подборе физических упражнений, исходных положений, величины нагрузки необходимо учитывать двигательный режим, назначенный больному.

При тяжелых проявлениях заболевания, выраженной недостаточности сердца или венечного кровообращения лечебная физическая культура способствует компенсации ослабленной функции сердца, лечению основного заболевания и улучшению периферического кровообращения. Для этого используются физические упражнения, мобилизующие внесердечные факторы кровообращения: упражнения для дистальных сегментов конечностей, дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц. У большинства больных они вызывают замедление пульса и снижение артериального давления.

При легких формах заболевания, острых болезнях в стадии выздоровления и компенсированных хронических заболеваниях лечебная физическая культура способствует повышению функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Применяются упражнения для средних и крупных мышечных групп с постепенно повышающейся дозировкой. Такие упражнения учащают пульс и увеличивают кровоток.

При недостаточности кровообращения 3 степени применяются физические упражнения для мелких и средних мышечных групп. Упражнения в крупных суставах конечностей выполняются с неполной амплитудой, с укороченным рычагом, иногда с помощью инструктора. Упражнения для туловища применяются только в виде поворота на правый бок и невысокого приподнимания таза. Темп выполнения упражнений — медленный, число повторений 3—6 раз. Статические дыхательные упражнения выполняются без углубления дыхания. Занятия сочетаются с легким массажем голеней.

Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

3. Лечебная физкультура при пороках сердца

Назначает лечебную физкультуру лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях — врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

Больным пороком сердца физические упражнения назначают в зависимости от формы порока сердца и состояния кровообращения. Вопрос о формах физической культуры и характере упражнений решает врач.

ЛФК при пороках сердца (тренировочный режим).

1 — поднимание рук в стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох;

2 — руки сжатые в кулаки к плечам, опустить вниз, 4-6 раз;

3 — отвести ногу в сторону, 4-6 раз;

4 — сгибание ноги в колене, полувыпад в сторону;

5 — наклоны туловища со скольжением рук вдоль тела при наклоне — вдох, выпрямление — выдох;

6 — выпрямление руки вперед и сгибание в локте; дыхание произвольное, 3-4 раза;

7 — поднимание ноги, согнутой в колене — вдох, опустить — выдох, 3-4 раза;

8 — наклон корпуса вперед — выдох при выпрямлении — вдох, 3-4 раза;

9 — отвести руки назад — вдох, расслабить руки — выдох, 3-4 раза;

10 — ходьба с высоким подниманием колена с постепенным замедлением ходьбы до обычной;

11 — ходьба на носочках, спокойное дыхание;

12 — поднимание рук вверх, мягко, вдох: расслабленно опустить вниз — выдох, 4-5 раз.

Рассмотрев тему «Ограничения занятий физической культурой при врожденном пороке сердца», можно сделать вывод, что роль физических упражнений не ограничивается профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы. Физические упражнения имеют большое значение и для лечения этих заболеваний. Занятия лечебной физической культурой повышают интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме. Такое тонизирующее действие упражнений улучшает его жизнедеятельность и имеет особенно важное значение при ограниченной двигательной активности.

Лечебная физкультура (ЛФК). — Совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки.

Список использованной литературы

1. Белозеров Ю.М. Болезни сердечно-сосудистой системы, М., 1997г.-258с.;

2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура, М., Владос, 1999г.-607с.;

3. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно сосудистой системы, М., 1993г.-236с.

4. Долин Г.К. ЛФК показания к применению при заболеваниях сердца. М., 1999г.-159с.

5. Криворожский В.С. Болезни сердца и лечебная физическая культура. М., 2001г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анатомо-физиологические аспекты сердца, этиология, патогенез и клиника его порока. Использование лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии при пороках сердца у детей. Оценка и учет эффективности данных методик физической реабилитации ребенка.

дипломная работа [125,4 K], добавлен 19.04.2012

Основания назначения лечебной физкультуры как метода медицинской реабилитации заболеваний. Ознакомление с разновидностями болезней сердечно-сосудистой системы и причинами их распространения. Комплексы физических упражнений для укрепления сердца.

реферат [21,4 K], добавлен 26.11.2010

Рентгенологические признаки врожденного порока сердца. Пример патологической тени сердца при врожденном пороке развития. Основные симптомы коарктации аорты. Открытый артериальный проток. Компоненты тетрады Фалло. Дефект межжелудочковой перегородки.

презентация [1,5 M], добавлен 04.10.2014

Особенности проведения общего осмотра и дополнительных методов исследования порока сердца. Систолический шум на верхушке сердца как характерный клинический признак митральной недостаточности. Общая характеристика основных клинических форм порока сердца.

реферат [118,4 K], добавлен 03.05.2010

Расспрос и осмотр больного с заболеванием сердца. Диагностическое значение пальпации и перкуссия сердца в патологии. Аускультация сердца: тоны сердца в патологии. Сердечные шумы, диагностическое значение. Синдром поражения клапанного аппарата сердца.

презентация [781,2 K], добавлен 20.10.2013

Классификация, клиническая картина проявления ишемической болезни сердца. Значение генетических факторов в развитии коронарной болезни сердца. Методы диагностики, лечении. Модификация образа жизни. Роль фельдшера в профилактике ишемической болезни сердца.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 28.05.2015

Анатомия (строение) сердца. Принципы и стандартные проекции рентгенологического исследования сердца. Воплощение принципа многопроекционности. Томография сердца и аорты. Показания к использованию ангиокардиографии. Реконструкция коронарных артерий.

презентация [11,4 M], добавлен 27.12.2014

Сердце как центральный орган сердечно-сосудистой системы. Его анатомия, принципы и механизмы фунционирования. Методики определения границ сердца. Проекции клапанов сердца и места их аускультации. Характеристика физикальных методов их исследования.

презентация [654,3 K], добавлен 13.09.2015

Общие сведения о заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Алгоритм и детализация основных жалоб: боли в области сердца, сердцебиение, одышка, удушье, кашель, кровохарканье, тяжесть в эпигастральной области, отеки, головная боль, слабость, головокружение.

презентация [1,1 M], добавлен 29.11.2015

Факторы риска сердечно сосудистых заболеваний, лечение. Особенности психологического состояния пациентов. Сравнительный анализ сестринского процесса при ишемической болезни сердца у пациентов кардиологического, терапевтического, хирургического отделений.

дипломная работа [138,0 K], добавлен 15.06.2015

ЛФК при пороках сердца

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, медицинский факультет (КБГУ)

Уровень образования — Специалист

Сертификационный цикл по программе «Клиническая кардиология»

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

ЛФК при пороках сердца подбираются в зависимости от того, насколько сильно выражена болезнь и какие конкретно медикаменты применяют для её лечения. Играет роль присутствие воспалительных процессов внутри органа. Применение лечебной физкультуры показано при пороках сердца, связанных с умеренной недостаточностью аортального и легкой недостаточностью митрального клапана. Компенсирование при этих аномалиях реализовывается за счет сильных мышечных волокон левого желудка.

Когда следует проводить ЛФК с осторожностью?

Наиболее неблагоприятными для физической активности считаются совмещенные митральные пороки сердца. Особенно осторожно делать упражнения нужно, если наблюдается стеноз левого венозного отверстия. Тогда в качестве компенсаторов выступает менее сильный правый желудочек и слабое левое предсердие. Организм не может приспособиться к серьёзным нагрузкам, т.к. объём крови увеличивается за счёт роста количества сердечных сокращений, но ударный объём практически не увеличивается. В итоге это практически не приносит какой-либо пользы сердечной мышце.

У всех больных, страдающих от любой из разновидностей пороков, должны строго дозироваться упражнения, способствующие усилению венозного притока к сердцу. Связано это с тем, что в большом количестве они могут привести к застою крови в лёгких. Дыхательные упражнения должны быть небольшой или умеренной глубины. Промежутки между ними частые. Пациентам с недостаточностью кровообращения гимнастику назначают во время декомпенсации. Упражнения можно выполнять, если печень немного увеличена, присутствуют приступы мерцательной аритмии и наблюдаются незначительные застойные явления в лёгких.

Какие упражнения разрешается делать пациентам при врожденных пороках сердца?

В список врожденных пороков входят аномалии в развитии магистральных сосудов, клапанов сердца, перегородок между камерами и т.д. Упражнения выполняют после операции. В остром периоде их необходимо делать лёжа, а затем сидя. По мере нормализации двигательного режима пациент должен больше ходить. Во время реабилитации правильно подобранные упражнения помогут ускорить выздоровление больного. Главной целью ЛФК является закрепление результатов, полученных в ходе операции, и восстановление двигательных функций пациента. Разумеется, люди с пороками не смогут тренироваться в том же режиме, что и профессиональные спортсмены, но регулярные занятия физкультурой обязательны.

Главным видом активности является дозированная ходьба. Именно она способствует нормализации функций сердца. Людям с пороками следует отдавать предпочтение циклическим видам спорта, т.е. лыжам, ходьбе и т.д. По мере улучшения двигательной активности комплекс упражнений расширяется. Необходимо уделять внимание тренировке дыхания, координации. Пациентам с полной компенсацией порока сердца необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Подъём рук. В верхней точке делается вдох, а в нижней – выдох.
  2. Подъём сжатых кулаков к плечам. Дышать, как и в упражнении №1.
  3. Отведение ног в сторону.
  4. Сгибание ног в коленях. Если связки позволяют, то делать неглубокие выпады в сторону.
  5. Наклоны туловища в стороны. Руки скользят вдоль тела. Вдох делать при наклоне, выдох осуществлять после принятия исходного положения.
  6. Подъём ног, согнутых в коленях. Вдох делается во время подъёма, а выдох – после опускания ноги.
  7. Наклон корпуса вперёд. Выдох делать при выпрямлении.
  8. Ходьба на носочках.
  9. Ходьба с высоким поднимаем колен с постепенным уменьшением амплитуды до обычной ходьбы.
  10. Ходьба на носочках.

Комплекс, описанный выше, представлен в статье в качестве примера. Это не значит, что он подойдёт каждому больному с врождённым сердечным пороком, как и то, что необходимо выполнить все упражнения за раз. Нагрузку следует увеличивать постепенно. Первые занятия должны проходить под руководством инструктора. После выписки их можно делать самостоятельно.

ЛФК при пороках клапана сердца

Особенности воздействия конкретных упражнений на организм определяются их видом и особенностями двигательного акта. Если говорить об оздоровительных тренировках, то здесь выделяют 3 направления:

  1. Циклические упражнения. В основном они аэробные и нужны для того, чтобы развивать выносливость у пациентов.
  2. Смешанные упражнения. Включают как аэробные, так и анаэробные упражнения. Нужны для того, чтобы развивать силовую и скоростную выносливость у больных.
  3. Ациклические упражнения. Их применяют для улучшения силовых характеристик пациентов.
Читать еще:  Что происходит при остановке сердца

Наиболее полезными считаются циклические и смешанные упражнения. Они способствуют профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, укрепляют мышцы, делают сердце более устойчивым к нагрузкам. Интенсивность упражнений должна быть ниже порогового уровня. Его определяют индивидуально для каждого пациента. Идеальным на начальных этапах считается ходьба на беговой дорожке, со временем её можно заменить на бег. Все упражнения больные должны выполнять строго под надзором инструктора. Длительность активной части тренировки составляет 30-40 минут. Обязательно перед упражнениями выполняется разминка.

ЛФК при приобретенных пороках сердца

Главным направлением тренировок при приобретенных сердечных пороках является восстановление функционального состояния больного до необходимого уровня. Как и в случае с людьми, страдающими от патологий сердечного клапана, здесь применяют упражнения, направленные на повышение выносливости. Приступать к аэробному тренингу сразу человеку с приобретенным пороком нельзя, т.к. высока вероятность сердечного приступа. Интенсивность упражнений должна быть несколько ниже порогового уровня.

Кинезитерапия и пороки сердца

Данная техника является одним из направлений ЛФК. Кинезитерапия нацелена на то, чтобы сделать движения человека плавными и правильными. Она состоит из функциональных и динамических упражнений. При сердечных пороках заниматься в этом направлении можно под руководством специалиста. Он подбирает комплекс упражнений для конкретного пациента. Преимущества данного направления терапии:

  • способствует восстановлению естественных функций тела;
  • направлена на устранения причины заболевания;
  • помогает нормализовать гормональный фон;
  • обходится дешевле, чем различные медикаменты.

При занятиях на тренажёре Бубновского многие пациенты быстрее восстанавливаются после операций на сердце. МТБ способствует устранению боли в пояснице, укрепляет мышцы, повышает общую выносливость организма. Но это всё работает, если пациенты во время тренировок соблюдают рекомендации инструктора. Нельзя делать какие-либо упражнения через силу. Если больной начал испытывать дискомфорт, то он не должен молчать. Это является сигналом к прекращению тренировки. Заметный эффект от данной терапии проявляется спустя 5-6 месяцев.

Дыхательная гимнастика при сердечных пороках

Правильное дыхание – залог нормальной работы всех систем организма. Практически 70% людей не умеют нормально дышать. У некоторых наблюдается недостаточный объём воздуха при вдохе, а другие люди делают неполный выход, что приводит к повышенной концентрации углекислого газа в крови. При сердечных пороках важно нормализовать кислородный обмен в организме. Регулярно выполняя дыхательные упражнения, больные смогут добиться следующих результатов:

  1. Максимального снабжения кровяных клеток и органов кислородом.
  2. Снятия стресса.
  3. Нормализации работы нервной системы.
  4. Улучшения работы сердца и сосудов.
  5. Усиление кровообращения мозга.

Главными противопоказаниями к таким тренировкам являются всевозможные травмы мозга, неестественное повышение давления, проблемы с позвоночником, заболевания психики. Самым простым упражнением является «Волна» или «Вакуум». Но в отличие от его спортивного аналога, больной должен концентрироваться на процессе дыхания, а не на напряжении мышц. Выполняется упражнение лёжа. Чтобы контролировать процесс тренировки, можно положить одну руку на грудь, а вторую на живот.

Во время вдоха грудь должна подыматься, а живот втягиваться. На выдохе наблюдается обратная картина. Необходимо дышать в обычном темпе, т.е. не ускоряться и не замедляться. Если вам вдруг стало плохо, то прекратите выполнять упражнение. У некоторых пациентов после двух повторов развивается сильная гипоксия, приводящая к головной боли. Это нормально. При регулярных тренировках сосуды станут выносливее.

Комплекс упражнений при пороке сердца

Можно ли заниматься гимнастикой ребенку, страдающему пороком сердца, и какие упражнения нужно делать? Комплекс упражнений в лечебной гимнастике зависит от особенностей заболевания сердца (пороков сердца известно довольно много) и, что самое главное, какие нарушения кровообращения вызывает этот порок. Одно дело, если порок компенсированный и даже при большой нагрузке не наступает нарушений кровообращения — хотя бы незначительных отеков. Другое дело, если отеки появляются уже при небольшой нагрузке или, что еще хуже, в состоянии покоя. В последнем случае лечебно-гимнастические комплексы гимнастики для сердца будут значительно более легкими, чем при полной компенсации.

Условно различают три степени недостаточности кровообращения. Недостаточность кровообращения первой степени выявляется только при физических нагрузках, когда наблюдается усиление одышки (одышка «напряжения»). Нарушения циркуляции проявляются также со стороны нервной системы, наиболее чувствительной к недостатку кислорода (быстрая утомляемость, раздражительность, ухудшение сна).

При второй и третьей степени хронической сердечно-сосудистой недостаточности расстройство кровообращения выражено еще сильнее, в частности наблюдаются отеки, одышка при незначительных напряжениях, а иногда и в состоянии покоя.

Приводим примерный комплекс упражнений для детей и подростков, страдающих компенсированным пороком сердца,— у кого недостаточность кровообращения совершенно не выражена или почти не выражена.

Выполняя упражнения при пороке сердца, постоянно помните о двух условиях:

Первое: нагрузку наращивайте постепенно — вначале надо выполнять только три-четыре упражнения из данного или другого аналогичного комплекса (и не 4—5 раз, а 2—3 раза), затем постепенно увеличивайте нагрузку и выполняйте весь комплекс в том виде, в котором он приведен на этой схеме. (Схема условная; могут быть составлены другие комплексы с примерно равной нагрузкой.)

Второе: регулярно советуйтесь с врачом, в особенности когда одышка после выполнения упражнений или других физических действий будет длительной или будут наблюдаться другие нарушения.

Комплекс из 12 упражнений – при пороке сердца

1 и 2. Стоять прямо, руки на грудь, локти в стороны на уровне плеч. Развести руки в стороны, одновременно подняться на носки, сделать вдох, слегка отводя голову назад. Темп — 4—5 секунд на одно движение. Повторить 3—4 раза.

3. Стать прямо, держась двумя руками за спинку кровати или за спинку стула (на расстоянии одного шага). Делать небольшой наклон с круглой спиной. При наклоне — выдох, при поднимании вверх — вдох. Темп — 6—7 секунд на одно движение. Повторить 4—5 раз.

4. Если больной может свободно сгибаться, упражнение проводится без поддержки, руки свободно свисают вниз вперед (не вдоль туловища). Темп — 6—7 секунд на одно движение. Повторить 3—4 раза.

5. Наклон туловища с прямой спиной, руки на бедра, движение совершается в тазобедренных суставах. При сгибании — выдох, при разгабании — вдох. Повторить 3—4 раза.

Более крепким больным можно назначать наклон туловища — руки в стороны, руки вверх.

6. Стать прямо, руки на бедра, ноги расставлены на ширину стопы: разгибание туловища назад. Темп — 5 секунд на одно сгибание. После каждого движения остановка и свободное дыхание. Повторить 3—4 раза.

7. Боковые наклоны туловища — «насос» — необходимо делать так: наклон туловища влево, стать прямо; наклон туловища вправо, стать прямо. Не следует делать наклоны непосредственно из одной стороны в другую; 2—3 наклона в каждую сторону.

8. Стойка со слегка расставленными ногами, руки разведены в стороны на высоте плеч: поворот туловища в левую сторону — ноги остаются неподвижными, стать прямо; поворот в правую сторону — стать прямо. При стоянии прямо — вдох, при поворотах — выдох. Темп — 5 секунд на один поворот. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.

Упражнения при стоянии на одной ноге (в первые дни рука опирается на спинку стула или кровати, позднее упражнения проводятся без поддержки.)

9. Качание ноги вперед и назад, носок приподнят, чтобы не задевать пола. 4—5 качания каждой ногой.

10. Поднимание ног, согнутых в коленном суставе под прямым углом, вперед; по 3—4 раза каждой ногой.

11. Поднимание прямых ног вперед, отведение в сторону, назад; по 4—5 раз каждой ногой.

12. Стоять пятки вместе, подняться на носки, сделать приседание с прямой спиной. Разрешается держаться рукой за спинку стула или кровати. Первые дни делать только незначительные приседания — покачивания в коленных суставах. Сделать несколько покачиваний (5— 6 раз), стать прямо. Повторить 3—4 раза. Следующие дни: стать прямо, подняться на носки, сделать приседание с прямой спиной (с поддержкой или без нее), подняться и опуститься на всю стопу. При приседании не садиться на пятки. При поднимании — вдох, при приседании — выдох. Повторять 3—4 раза.

Помимо комплекса упражнений, дети с компенсированными формами пороков сердца могут заниматься спортивными играми (волейбол, теннис, городки и даже баскетбол). Однако продолжительность и характер нагрузки в каждом случае должны определяться или школьным врачом, или врачом — специалистом по лечебной физкультуре и медицинскому контролю.

Еще раз напомним: лечебная физкультура — могучее средство укрепления сердца и здоровья в целом во всех случаях, когда учитывается характер заболевания, нагрузки наращиваются постепенно и все это осуществляется под систематическим контролем врача.

Рекомендации кандидата медицинских наук, данные в журнале “Семья и школа”, 1962 год

Упражнения, активность для детей с болезнями сердца

Многие родители, если они узнают о том, что у ребенка есть врожденные пороки развития клапанов, сосудов, либо выявлены серьезные болезни сердца, стараются всячески оберегать его от нагрузок и волнений. Это неверная тактика, дети должны расти и развиваться, поддерживая достаточный уровень активности и полноценно питаясь. При наличии ревматических поражений клапанов, артритах у детей и различных патологиях сердца, необходима консультация специалиста, подбор безопасных упражнений, спортивных занятий и объема привычной активности. Это позволит укреплять сердечную мышцу, тренировать сосуды, повышать иммунитет и общую выносливость. Все это благоприятно влияет на общее состояние здоровья.

Активность детей, рожденных с пороками сердца

Все дети должны быть активными, чтобы не страдало их физическое здоровье и нервно-психическое развитие. Необходима физическая активность, адекватные нагрузки и детям, которые родились с пороками или серьезными болезнями сердца, магистральных сосудов. Специалисты призывают родителей всех маленьких пациентов с врожденными пороками сердца следить за активностью как до, так и после операции. По согласованию с врачом малышам нужно делать упражнения максимально эффективно и ежедневно, они не должны быть лишены детства из-за болезни сердца. Те малыши, которым были проведены восстановительные операции при таких пороках развития сердца, как дефект межжелудочковой перегородки или тетрада Фалло, заслуживают активного детства, как и любой другой здоровый ребенок.

Пороки развития: консультация специалиста

Естественно, что маленькие пациенты с болезнями сердца должны находиться под наблюдением кардиолога длительное время даже после коррекции порока развития. Родителям нужно проконсультироваться с кардиологом относительно допустимого объема физической активности, в большинстве случаев вполне привычная детская жизнь ни в чем не ограничена. Иногда болезни сердца или скорректированные пороки развития могут ограничить профессиональные занятия спортом или участие в соревнованиях. Обычные прогулки на улице, прыжки или подвижные игры, катание на велосипеде, роликах или коньках обычно не запрещаются.

Индивидуальные рекомендации корректируются с учетом тяжести состояния, вида порока развития и варианта его лечения (исправлен хирургически, принимаются препараты). У тех малышей, которым проведены реконструктивные операции, и пороки развития полностью скорректированы, темпы развития и активность обычно аналогичны таковым у здоровых детей.

Катание на велосипеде и бег для детей с болезнями сердца

Специалисты уверены, что дети дошкольного возраста с большинством врожденных пороков или болезней сердцадолжны лазить по деревьям и играть со своей семьей, плавать в бассейне. Особые условия нужны в том случае, если есть сердечная недостаточность, отеки или одышка. Многие дети, имеющие болезни сердца, вполне хорошо сами регулируют нагрузки по самочувствию. Они знают, какие виды деятельности провоцируют недомогание, головокружение, одышку, и избегают повышенных нагрузок.

По мере того, как дети взрослеют, в школьные годы, возможны некоторые ограничения при занятиях физкультурой, требующие напряженной деятельности. Поэтому такие упражнения, как бег на скорость, эстафеты или тяжелая атлетика, ограничены. Однако, поощряются действия и упражнения, которые равномерно тренируют все мышцы тела без резких перегрузок. Это катание на велосипеде, игры с прыжками и легким бегом. Однако, важно контролировать состояние ребенка. Если какие-либо нагрузки приводят к неприятным симптомам, их стоит ограничивать.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Какие упражнения подбирать?

Когда говорится об ограничениях на физические упражнения, часто имеются в виду организованные виды спорта, профессиональные тренировки и соревнования. Другими словами, под запретом деятельность, где нужны результаты ценой серьезных усилий. Если это досуг, прогулки на улице и игры с друзьями, когда ребенок и родители контролируют общее состояние, возможны любые виды деятельности. Ребенок может чередовать упражнения и отдых, когда он утомился или почувствовал неприятные симптомы.

Спорт для детей после операции на сердце

Ограничения деятельности после операции на сердце, перенесенной малышом, варьируют в зависимости от состояния, основных сердечных показателей, а также способа проведения операции (эндоскопическая или на открытом сердце). Как правило, согласно рекомендациям требуется от четырех до шести недель ограничения активности. Дети могут выйти на прогулку, но им запрещено поднимать что-либо свыше 3-4 кг, из-за наличия швов и незавершенного процесса восстановления. Однако, как только дети полностью поправились, после обследования у кардиолога, они могут вернуться к обычной детской жизни. Не исключаются даже командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол или хоккей.

Читать еще:  Учащенное сердцебиение и боль в сердце причины и лечение

Врачи исторически опасались контактных видов спорта после операции на сердце, но грудина (кость в середине груди, вскрываемая при операции) заживает так же, как кости в руке. Если была всего одна операция на сердце, и не возникло никаких осложнений по отношению к грудине, дети могут безопасно участвовать в контактных и командных видах спорта. Однако, стоит отметить, что дети, принимающие лекарства для разжижения крови, не должны заниматься контактными видами спорта.

Физическая культура для детей с пороком сердца.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Исследовательский проект на тему: «Физическая культура для детей с врождённым пороком сердца». Выполнил: ученик 8 класса МКОУ «Владимировская средняя школа Богданов Сергей Проверил: учитель физической культуры Бедункович Марина Николаевна

Оглавление Введение Глава 1. Общая характеристика заболевания «врожденный порок сердца» 1.1. Описание ВПС 1.2. Частота и причины ВПС. 1.3. Статистика по ВПС. 1.4. Методы борьбы с ВПС. Глава 2. Исследование вопроса физической активности учащихся с ВПС. 2.1. Статистика заболеваний во Владимировской средней школы 2.2 . Совместимость ВПС и физической культуры. 2.3. Организация работы с учащимися с ВПС на уроках физической культуры. Опрос учителей физической культуры и биологии. 2.4. Как обеспечить условия для физической активности для учащихся с диагнозом ВПС. Комплекс упражнений. Заключение. Список литературы

Тема моего исследовательского проекта «Физическая культура для детей с врождённым пороком сердца». Я страдаю врождённым пороком сердца (дефект межпредсердной перегородки и открытый артериальный проток). От занятий физической культурой я освобождён с первого класса. Меня заинтересовало: много ли в нашей школе детей освобождённых от занятий физической культуры и детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы? И может ли такая категория учащихся заниматься спортом? Этот вопрос актуален, так как научные источники утверждают, что сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире. На данный момент на уроках физической культуры я выполняю тесты, работаю с учебными материалами, пишу рефераты, делаю презентации, иногда выполняю не сложные упражнения. Проблема исследования: учащиеся с сердечно-сосудистыми заболеваниями ведут малоподвижный образ жизни, а занятия лечебной физической культурой (ЛФК) предусмотрены не во всех школах. Объект исследования: учащиеся с различными заболеваниями Предмет исследования: условия для физической активности учащихся с различными диагнозами Цель исследования: выяснить, можно ли заниматься физической культурой детям с врождённым пороком сердца (ВПС ) и др. заболеваниями.

Задачи исследования: Изучить найденную информацию о ВПС. Выявить, сколько учащихся в моей школе имеют сердечно-сосудистые заболевания. Узнать, разрешены ли физические нагрузки учащимся с диагнозом ВПС. Разработать комплекс упражнений на основе ресурсов Интернет и рекомендаций, предложенных моим лечащим врачом. Гипотеза: учащимся с ССЗ, в том числе с ВПС, можно создать условия для физической активности. Методы исследования: Изучение теоретической информации (учебная литература, статьи, публикации в сети Интернет). Опрос учителей биологии и физической культуры. Беседа с моим лечащим врачом. Анализ полученной информации.

Практическая значимость работы: моя работа может использоваться для учащихся с ограничениями физических нагрузок (диагноз ВПС ) и др. заболевания при отсутствии ЛФК в школе. Я изучил, как исследовался вопрос о ВПС и обнаружил диссертации о врождённых пороках сердца детей: 1. Клинико-прогностическое значение факторов риска развития врожденных пороков сердца у детей. 2. Региональный мониторинг врожденных пороков сердца у детей и пути его оптимизации. 3. Отдаленные результаты хирургического лечения врожденных пороков сердца у детей. [Электронный ресурс]. 4. Пути совершенствования медико-социального обеспечения детей с врожденными пороками сердца [Электронный ресурс].

Глава 1. ССЗ. Общая характеристика врожденного порока сердца Описание ВПС Врождённый порок сердца (ВПС) — дефект в структуре сердца и (или) крупных сосудов, присутствующий с рождения. Большинство пороков нарушают ток крови внутри сердца или по большому (БКК) и малому (МКК) кругам кровообращения

1.2. Частота и причины ВПС Частота ВПС среди новорождённых составляет около 1 % (1 на 100 новорождённых ). Врожденные пороки сердца у детей занимают третье место среди пороков развития после аномалий центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата . Причиной врождённого порока сердца могут быть экологические или генетические факторы, но, как правило, сочетание того и другого . 1.3. Статистика по ВПС Статистика по данному заболеванию не утешительна. В нашей стране рождаемость детей с ВПС колеблется от 7 до 17 человек на 1000 родившихся живыми .

Методы борьбы с ВПС Лечение ВПС принципиально можно поделить на хирургическое (в большинстве случаев оно единственное является радикальным) и терапевтическое (чаще является вспомогательным). Возможность и надобность хирургического вмешательства зависит от фазы порока

Исследование вопроса физической активности детей с ВПС 1. Статистика заболеваний в нашей школе 2. Совместимость ВПС и физической культуры Организация работы с учащимися с ВПС и др. заболеваниями на уроках физической культуры 4. Как обеспечить условия для физической активности учащихся с различными диагнозами

Обратившись к учителю физической культуры, я провел исследование на базе нашей школы и выяснил, сколько детей с 1-11 классов имеют ограничения физических нагрузок . Из 44 учащихся, 6 человека имеют ограничения физических нагрузок Статистика заболевания в нашей школе

Статистика заболеваний в школе Заболевание почек наблюдаются у нефролога 2 человека Подготовительная группа Сколиоз 2 человека ЛФК Врождённый порог сердца 1 человек ЛФК Неврологическое заболевание 1 человек Ограничение физической нагрузки

2.2. Совместимость ВПС и физкультуры Для детей с ВПС необходима лечебная физкультура (ЛФК ). Занятий по лечебной физкультуре в школе нет. Если обнаруженный порок сердца не подлежит срочной коррекции в процессе хирургической операции, то с ребенком необходимо заниматься дозированными физическими упражнениями дома Врач должен дать родителям соответствующие указания о подборе упражнений и дозировке их . Большое значение имеет умелое выполнение физических упражнений в домашних условиях . Правильно проводимые движения способствуют глубокому дыханию и улучшению периферического кровообращения. В то же время постоянное ограничение движений приводит к вялости кровообращения . Отсутствие тренировки отрицательно сказывается на работе не только сердца, но и всех других органов и систем организма.

Организация работы с детьми лечебной физкультурой Все опрошенные считают, что ЛФК в каждой школе необходима потому, что все дети должны физически развиваться и быть приобщёнными к спорту и здоровому образу жизни. Ни только дети имеющие различные заболевания имеют освобождение от уроков физической культуры но и в период эпидемий простуды (грипп, ОРВИ, ОРЗ ) также свобождают детей от физических нагрузок.

Упражнения ЛФК при ВПС

Комплекс из 12 упражнений — при пороке сердца 1 и 2. Стоять прямо, руки на грудь, локти в стороны на уровне плеч. Развести руки в стороны, одновременно подняться на носки, сделать вдох, слегка отводя голову назад. Темп — 4—5 секунд на одно движение. Повторить 3—4 раза. 3. Стать прямо, держась двумя руками за спинку кровати или за спинку стула (на расстоянии одного шага). Делать небольшой наклон с круглой спиной. При наклоне — выдох, при поднимании вверх — вдох. Темп — 6—7 секунд на одно движение. Повторить 4—5 раз. 4. Если больной может свободно сгибаться, упражнение проводится без поддержки, руки свободно свисают вниз вперед (не вдоль туловища). Темп — 6—7 секунд на одно движение. Повторить 3—4 раза. 5. Наклон туловища с прямой спиной, руки на бедра, движение совершается в тазобедренных суставах. При сгибании — выдох, при разгабании — вдох. Повторить 3—4 раза. Более крепким больным можно назначать наклон туловища — руки в стороны, руки вверх. 6. Стать прямо, руки на бедра, ноги расставлены на ширину стопы: разгибание туловища назад. Темп — 5 секунд на одно сгибание. После каждого движения остановка и свободное дыхание. Повторить 3—4 раза. 7. Боковые наклоны туловища — «насос» — необходимо делать так: наклон туловища влево, стать прямо; наклон туловища вправо, стать прямо. Не следует делать наклоны непосредственно из одной стороны в другую; 2—3 наклона в каждую сторону. 8. Стойка со слегка расставленными ногами, руки разведены в стороны на высоте плеч: поворот туловища в левую сторону — ноги остаются неподвижными, стать прямо; поворот в правую сторону — стать прямо. При стоянии прямо — вдох, при поворотах — выдох. Темп — 5 секунд на один поворот. Повторить 3—4 раза в каждую сторону. Упражнения при стоянии на одной ноге (в первые дни рука опирается на спинку стула или кровати, позднее упражнения проводятся без поддержки.) 9. Качание ноги вперед и назад, носок приподнят, чтобы не задевать пола. 4—5 качания каждой ногой. 10. Поднимание ног, согнутых в коленном суставе под прямым углом, вперед; по 3—4 раза каждой ногой. 11. Поднимание прямых ног вперед, отведение в сторону, назад; по 4—5 раз каждой ногой. 12. Стоять пятки вместе, подняться на носки, сделать приседание с прямой спиной. Разрешается держаться рукой за спинку стула или кровати. Первые дни делать только незначительные приседания — покачивания в коленных суставах. Сделать несколько покачиваний (5— 6 раз), стать прямо. Повторить 3—4 раза. Следующие дни: стать прямо, подняться на носки, сделать приседание с прямой спиной (с поддержкой или без нее), подняться и опуститься на всю стопу. При приседании не садиться на пятки. При поднимании — вдох, при приседании — выдох. Повторять 3—4 раза.

Помимо комплекса упражнений, дети с компенсированными формами пороков сердца могут заниматься спортивными играми (волейбол, теннис, городки и даже баскетбол). Однако продолжительность и характер нагрузки в каждом случае должны определяться или школьным врачом, или врачом — специалистом по лечебной физкультуре и медицинскому контролю. Еще раз напомним: лечебная физкультура — могучее средство укрепления сердца и здоровья в целом во всех случаях, когда учитывается характер заболевания, нагрузки наращиваются постепенно и все это осуществляется под систематическим контролем врача.

Занятость освобождённых от физических нагрузок Составление комплексных упражнений Проекты, презентации Тесты Рефераты, доклады Что необходимо для занятий ЛФК Специализированный инвентарь Отдельное помещение

Как обеспечить условия для детей На основании рекомендаций медицинских работников и информации с ресурсов Интернет, я составил комплекс упражнений, полезный для учащихся с ограничениями физической нагрузки, группой ЛФК, в частности для детей с ВПС Комплекс упражнений для учащихся 1 – поднимание рук в стороны вверх – вдох, опустить руки — выдох ; 2 — руки сжаты в кулаки, поднять к плечам, опустить вниз 4-6 раз ; 3 – отвести каждую ногу в сторону 4-6 раз ; 4 — сгибание каждой ноги в колене, полу выпад в сторону ; 5 — наклоны туловища со скольжением рук вдоль тела, при наклоне – вдох, при выпрямлении — выдох ; 6 — выпрямленные руки вперед перед собой, сгибание в локте 3-4 раза ; 7 — поднимание каждой ноги, согнутой в колене – вдох, опустить — выдох 3-4 раза ; 8 — наклон корпуса вперед – вдох, при выпрямлении — выдох 3-4 раза ; 9 — отвести руки назад – вдох, расслабить руки — выдох 3-4 раза ; 10 — интенсивная ходьба с высоким подниманием колена с постепенным замедлением ходьбы до обычной ; 11 — ходьба на носочках, спокойное дыхание ; 12 — поднимание рук вверх — мягкий вдох, расслабленно опустить вниз — выдох 4-5 раз ; 14 — руки на пояс, круговые движения туловищем ; 15 — приседания, руки вперед 8-10 раз.

Заключение Изучив учебную литературу, информацию с ресурсов Интернет, беседу с учителями физической культуры и биологии. Мнения и рекомендации медицинских работников, я пришел к следующим выводам : При освобождении от занятий физической культурой, учащийся выполняет различные виды письменных и электронных учебных работ. Я считаю, что в каждой школе необходима лечебная физическая культура.

Моя гипотеза в ходе исследования полностью подтвердилась : У каждого освобождённого ребёнка разные заболевания и разные фазы заболеваний, поэтому комплекс упражнений должен разрабатываться индивидуально . Все должны укреплять физическими упражнениями свой организм, чтобы быть сильнее, здоровее и выносливее . учащиеся с сердечно-сосудистыми заболеваниями могут заниматься физической культурой .( волейбол, теннис, лыжи и даже играть в баскетбол)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector